Alexander Frolov (al_frolov) wrote,
Alexander Frolov
al_frolov

Categories:

Слушатели президентской программы – В поиске Себя!

Слушатель программы - Кто он? Реальные мотивы.

Начиная с 2007 года читаю лекции по экономике для менеджеров на Президентской программе в Бизнес-Школе УрФУ в Екатеринбурге. Каждый год стабильно слышу от кого-то из слушателей один и тот же вопрос: «Я хочу заниматься чем-то в сфере международных отношений, подскажите чем? Что востребовано?». Такие вопросы звучат почти в каждой группе, слушатели ищут свой путь.

Среднестатистический портрет слушателя Президентской программы – жаждущий задач менеджер. Здесь присутствуют как малые предприниматели, так и собственники небольших предприятий. Цель одна – получить доступ к более интересным задачкам, новым возможностям.

Поучаствовать в Президентской программе я рекомендую многим, среди которых далеко не все решаются воплотить эту идею. Те, у кого все в карьере хорошо и понятна перспектива развития, фронт работы, как правило, проявляют низкий интерес. Это, например, малые предприниматели, бизнес которых приносит нормальный доход. Крупные предприниматели и топ-менеджеры – едут сразу получать MBA заграницу.

Большинство тех, кто участвует в Президентской программе, уже имеет некоторый запас знаний и умений. И просто в какой-то момент им становится тесно в рамках предприятий, в которых они работают уже несколько лет подряд. Поэтому совершенно естественно, что они ищут вектор дальнейшего развития.

При этом стоит заметить, что не всегда основным мотивом участия в программе является нехватка знаний. Существенная доля слушателей уже имеет базовое экономическое образование и прирост знаний для них не велик. Президентская программа рассматривается ими как возможный лифт, который выведет их на новые высоты трудовой деятельности, они хотят получить новые интересные фронты работ.

Часто парадокс состоит в том, что на обучение в программе направляет предприятие, на котором работает слушатель. То самое предприятие, в рамках которого слушателю стало тесно, либо задачки не те или доход мал. Эта ситуация заставляет действовать слушателя завуалировано – вроде все устраивает, но если появится возможность, он с удовольствием устремился бы решать новые захватывающие задачи.

Что после?

Встречаюсь со старым приятелем, закончившим также Президентскую программу. Он сообщает: «Это все здорово, но сильного скачка не произошло». Он изучил, получил новые знания, съездил к иностранным партнёрам, посмотрел, как там у них. Но кооперации не вышло. Единственное, что обрел, это новых знакомых и друзей.

С точки зрения образовательной составляющей все сделано очень качественно – лучшие лекторы, обладающие практическим опытом, возможности общения с бизнес-элитой и политиками региона, стажировки на образцово-показательных предприятиях заграницей. Однако имеет место некоторый уровень неудовлетворенности, связанный именно с тем, что слушатели ожидали получить не только новые знания и навыки, но и в большей степени новые возможности для дальнейшего роста.

Что делать?

На мой взгляд, президентская программа должна стать на столько бизнес-школой, сколько местом формирования новых возможностей для слушателей. Своеобразной биржей труда – полигоном для управленцев. Они ищут новые задачи, экономике нужны управленцы – их надо соединить. Надо больше ездить по предприятиям и обменивается опытом, встречаться с коллегами из соседних регионов.

Если программа будет предусматривать возможность нескольких стажировок на российских предприятиях, сроком 3-5 дней, причем не в своем, родном регионе, а в соседних, тогда у стажеров появится возможность, познакомится с потенциальными работодателями, понять их требования и задачи, а у работодателей – присмотреться к стажеру. Также расширится управленческий кругозор, слушатели увидят реальные задачки и варианты их решений.

На иностранных предприятиях, работающих в России, будет показательным то, как иностранные технологии вписались в российский ландшафт действительности.

В процесс подготовки стажировки стоит вовлекать кадровые компании, у которых есть контакты с работодателями.

Противоречие межрегиональных стажировок

Загвоздка заключается в том, что данный подход стимулирует мобильность рабочей силы, в чем абсолютно не заинтересованы ни регионы, частично финансирующие реализацию программы, ни тем более фирмы, направившие сотрудника на обучение. Им нужен компетентный сотрудник, не знающий своей рыночной стоимости, который держится за свое рабочее место.

Финал

Но наблюдения показывают: если у менеджера есть «голод задач», он все равно сменит место работы, годом раньше или позже. Причем после ухода с «приевшейся» позиции, многие так и не находят интересных задач, попадая в череду постоянной смены компаний. Менеджер теряет логическую взаимосвязь между тем, что он делает, и результатом. Он начинает менять работу раньше, чем появится результат деятельности.

Будет лучше, если Программа поможет менеджерам среднего звена найти для себя новые задачки.

Tags: президентская программа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments